Лот да Винчи: почему самая дорогая картина в мире может оказаться фейком

Почти полмиллиарда долларов отдал неизвестный покупатель за последнюю оставшуюся в частных руках картину великого Леонардо да Винчи. Продаже полотна «Спаситель мира», которое до этого принадлежало российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву, предшествовала небывалая для арт-мира пиар-кампания: за месяц до торгов аукционный дом Christie’s отправил картину в настоящее турне. Посмотреть на «открытие века» выстроились толпы в Гонконге, Сан-Франциско, Лондоне и Нью-Йорке. Обратились консервативные арт-дилеры и к современным технологиям: на YouTube появилась серия видеороликов об уникальном произведении искусства.

Все же для подлинного да Винчи первоначальная цена (эстимейт) оставалась довольно скромной — 100 миллионов долларов. Вероятнее всего, причина в том, что история владения картиной (провенанс) весьма туманна.

Последним обладателем «Спасителя мира» был российский бизнесмен и коллекционер Дмитрий Рыболовлев, пару лет назад оказавшийся в центре громкого скандала. Бывший владелец «Уралкалия» обвинил в махинациях своего швейцарского арт-дилера Ива Бувье — тот приобретал произведения искусства для коллекции Рыболовлева по реальной стоимости, а перепродавал их заказчику с огромной наценкой. Так, например, «Спасителя мира» Бувье купил за 80 миллионов долларов, а Рыболовлев выложил за полотно 127,5 миллиона.

В итоге бизнесмен обвинил дилера в том, что переплатил за свою коллекцию в два раза. Сейчас между Рыболовлевым и Бувье идут судебные разбирательства, а незадачливый собиратель постепенно распродает скандальную коллекцию.

От 45 фунтов — до 450 миллионов долларов

Мотивы Рыболовлева для продажи «Спасителя мира» ясны: ему были нужны деньги. И результат, надо полагать, превзошел ожидания. Теперь бизнесмену будет сложно доказать в суде, что он остался в накладе после сделок с Бувье. Еще в 1958-м, когда полотно впервые оказалось на аукционе Sotheby’s, но еще не было атрибутировано кисти да Винчи, продавцу удалось выручить за него всего 45 фунтов.

Картина впервые упоминается в официальных документах лишь в XVII веке. По данным исследования организации ArtWatch, дальнейшие переходы «Спасителя мира» от одних владельцев к другим на протяжении последующих четырех столетий подтверждаются довольно расплывчатыми формулировками: «возможно, приобретен», «вероятно, принадлежит потомку», «предположительно, привез полотно с собой в Англию», «возможно, передал по наследству».

Во-вторых, нет свидетельств того, что да Винчи вообще получал заказ на эту картину: в те годы мастер, известный своей неторопливой работой над живописными произведениями, был занят математическими исследованиями и несколькими крупными полотнами, в том числе легендарной Джокондой.

Наконец, известный германский специалист по творчеству Леонардо Франк Зольнер привел серьезные аргументы в пользу того, что «Спаситель мира» — не картина самого да Винчи, а работа учеников его мастерской. Однако выводы Зольнера так и не были включены в материалы каталога Christie’s.

Самым простым и убедительным способом развеять сомнения было бы провести доскональную техническую и химическую экспертизу, благо современные технологии сильно продвинулись в этой сфере. Однако именно этого в Christie’s делать не стали, поставив под удар не только репутацию престижного аукционного дома, но и всего арт-бизнеса. Ведь если новый владелец «Спасителя мира» обнаружит, что отдал 450 миллионов за работу подмастерья, рынок произведений искусства ждет коллапс.

Источник: ria.ru

Новости по теме:

Оставить ответ

*